Развитие эмоционального интеллекта у детей

Развитие эмоционального интеллекта у детей

Обладать умением разбираться в своих чувствах, а также распознавать эмоциональное настроение окружающих людей – это и есть эмоциональный интеллект ребенка, который является залогом счастливой жизни. Именно поэтому так важно уже с малых лет развивать эту способность.

Как вырастить полноценную личность с высокими коммуникативными способностями и умением сопереживать? Предлагаем ознакомиться с эффективными способами.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников

Многие ученые, занимающиеся вопросами детского развития, пришли к единодушному выводу, что чем раньше начинается развитие эмоционального интеллекта у дошкольников, тем комфортнее он будет чувствовать себя в жизни. Следовательно, к занятиям следует приобщать малышей уже дошкольного возраста, чтобы выработать у них следующие навыки:

  • понимание собственных чувств;
  • умение управлять ими;
  • выявление положительной мотивации, веры в себя;
  • распознавание эмоционального фона других людей;
  • развитие искусства общения, установление социальных контактов.

Важно! Помимо родителей, большую роль в становлении эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста играет воспитатель. Никоим образом он не должен способствовать погашению чувств, поскольку такое отношение может вызвать чувство апатии и формирование патологического поведения. Развитие навыков взаимодействия дошкольников друг с другом, установки коммуникации способствует проведение коллективных занятий в детском саду.

Психологи об эмоциональном интеллекте

Еще несколько лет назад о понятии эмоционального интеллекта мало кто знал. Сегодня же оно широко используется прежде всего детскими психологами, которые детально разбираются в этой теме, рассказывают о влиянии эмоционального интеллекта на своих мастер классах родителям детей. Одним из таких специалистов является Виктория Шиманская.

Из ее лекций становится понятно, что миссия родителей – научить ребенка дружить с эмоциями для эффективного контактирования с окружающим миром. Чаще всего первостепенное внимание уделяется формированию интеллекта, в то время как эмоциональный фактор игнорируется, а ведь работать над эмоциями нужно начинать матери, будучи еще беременной, тогда шансы воспитать социально успешную личность возрастают многократно.

Читайте также:  Развитие пространственного мышления

Способность к восприятию мира с задействованием пяти чувств – это важный момент, требующий выработки и применения во взрослой жизни. Для этого используют метод «тактильных сказок», рассказываемых мамой, при этом применяются подручные средства. Кисточка для пудры, погремушка, пушистый кусочек меха – все это может быть задействовано в процессе рассказа.

Сказкотерапия – еще одна эффективная методика для обучения детей дружбе, общению с миром. Разыгрывание доброго сценария, где положительные персонажи главенствуют, избавляет ребенка от детских страхов.

Чтобы раскрыть все возможности эмоциональной сферы, ребенок погружается в игровой процесс с пятью этапами. Каждый из них направлен на освоение взаимодействия и заключается в:

  • осознанности;
  • мотивации;
  • самооценке;
  • интеллекте;
  • самореализации.

Важно! Учитывая тот факт, что ребенок во всем берет пример с родителей, не лишним будет вместе с ним работать над своими эмоциями. В процессе обучения помимо положительных чувств следует понять необходимость негативных эмоций, а также правильно преподнести эту истину своему чаду.

Эмоциональный интеллект младших школьников

Находясь в окружении других людей, для детей важно ощущать свою социальную компетенцию, получать знания в процессе общения. Главный упор в процессе обучения младших школьников делается на развитие памяти, восприятия, а также умение выстраивать взаимоотношения.

Невысокий уровень эмоционального интеллекта учеников может быть причиной агрессии, пониженного интереса к учебе. И наоборот, хорошо развитым детям характерно проявление эмпатии, успешная адаптация в школе, позитивное настроение.

Для того, чтобы сформировать эмоциональный интеллект младших школьников, проводится коммуникативная деятельность, используются упражнения с игровыми приемами. Как правило, начальный этап игрового процесса охватывает идентификацию чувств, ознакомление ребят со всем их спектром. При этом происходит развитие наблюдательности, произвольности, воображения.

Чтобы эмоции положительно влияли на мышление предусмотрен второй этап игрового упражнения. Он позволит выработать способность понимать чувства, ссылаясь на схематические изображения, объединять их в один сюжет.

Читайте также:  Все о визуально-пространственном интеллекте

Третий этап направлен на понимание детьми эмоционального фона. Задание состоит в следующем – послушав набор слов, ребенок убирает одно лишнее из них, а затем объясняет свой выбор.

На завершающем этапе ребята учатся выразительности речи. Учителем называется фраза, к примеру «У меня большой дом», которую дети повторяют с определенной эмоцией (восторженно, радостно, удивленно).

Как показывает практика, такие занятия значительным образом влияют на развитие эмоционального интеллекта у детей. Самостоятельная оценка своих поступков и умеренный самоконтроль также будут полезны для идентификации чувств.

Что говорит наука

На основе проводимых экспериментов было установлено, что связь интеллекта с социальным миром опосредована. Уровень интеллекта не является определяющим фактором для особой способности, развивающейся с самого рождения, которой является понимание мира.

Важно! Согласно научным исследованиям, раскрытие внутренних состояний происходит у маленьких детей интенсивнее. Этот процесс, имеющий накопительный характер, лежит в основе социализации, нравственных устоев, культурных традиций. Понимание мира чувств, мыслей, а также намерений других людей позволяет 5-летнему ребенку, научиться обманывать, манипулировать чувствами, распознавать иронию и юмор.

Упражнения для развития ЭИ школьников

Существует несколько специальных техник, направленных на формирование правильного отношения к эмоциям. Эффективными на практике окажутся:

Коробочка эмоций

Мама создает так называемую «коробочку счастья» с предметами, которые ассоциируются со счастьем при визуальном и слуховом восприятии, вкусовых ощущениях, осязании, обонянии.

К примеру, с весельем визуально ассоциируется улыбка, сладкая клубника говорит о приятном вкусе. После показанного примера коробочка создается уже вместе с ребенком, обговаривается каждый элемент.

Проговаривая эмоцию

В основе упражнения лежит фраза: «Я чувствую… я хотела бы». Если применять эту формулировку на примере общения со школьником, она может быть следующей: «Я радуюсь, что ты делаешь успехи в школе. И я хотела бы, чтобы ты продолжал учиться прилежно. Давай вместе выполним домашнее задание».

Читайте также:  Все о сенсомоторном интеллекте

Что я чувствую сегодня

Выработать осознанность и принятие чувств научит игра, где школьник самостоятельно выбирает эмоцию дня. Сегодня – это радость, завтра – восторг.

Для упражнения необходимо подобрать картинки с эмоциями любимого героя ребенка, которыми он будет пользоваться для определения собственного состояния.

Фотоальбом

Суть методики заключается в создании фотографий, обозначенных определенной эмоцией. Например, «Эта башня, как большая игрушка из конструктора – надо с ней поиграть». Занимаясь таким образом с фотографиями, можно создать интересную историю.

Художники

После ознакомления с выбранной учителем картинки, школьникам предлагается показать эмоции от увиденного изображения красками на бумаге. Выбранный школьником цвет расскажет о его восприятии.

Как вырастить ребенка счастливым и успешным

Знакомство с миром чувств связано с эмоциями мамы – счастье, удивление, недовольство. Эти настроения быстро считываются ребенком и в дальнейшем влияют на получение и использование знаний.

Большую важность для восприятия окружающей действительности несут сенсорные системы. Через определенные ароматы или фактуры он воспринимает мир.

Существует еще одна методика по раскрытию мировосприятия. Ее смысл заключается в том, чтобы смотреть на любую информацию или сказку, используя несколько разных способов. В качестве примера возьмем сказку «Репка». Преподнести ее можно через:

  1. рассказ своими словами;
  2. чтение сказки по книжке;
  3. воспроизведение «Репки» с применением кинетического песка, конструктора, мягких игрушек, задействовав которые можно «посадить» игрушечную репку;
  4. разыгрывание театрализованного действия с участием всей семьи;
  5. тактильные игрушки, изготовленные собственноручно.

Счастливая жизнь, наполненная приятными событиями и впечатлениями, во многом обусловлена уровнем эмоционального интеллекта. Подбор грамотных методик, а также регулярные занятия с ребенком научат правильно контактировать с окружающим миром, быть социально компетентным.

Adblock
detector
x +7 (495) 266-84-49
МЕДИЦИНСКАЯ ЛИЦЕНЗИЯ № ЛО-50-01-008389