Как учить ребенка говорить в 1-2 года

Цель каждого родителя – воссоздавать особую атмосферу для развития речи ребенка, посодействовать обнаружению заложенного в нем потенциала, помогать ему на каждой ступени формирования.

Освоение речи – очень важная ступень в развитии малыша. Мамы и папы всегда ждут, когда он заговорит и выкрикнет «Мама». Это облегчает процесс толкования желаний и потребностей.

Важно подобрать подходящую методику, но для каждого ребенка нужна своя. Правильный подход – залог успеха.

Когда начинать учить ребенка разговаривать

С занятиями по оттачиванию связной речи ни в коем случае оттягивать. Уже в 1,5-2 года необходимо активно заниматься с малышом, чтобы расширить словарный запас и развить речь. Нельзя строго определить временной отрезок начала формирования навыка разговорной речи. Кто-то начинает разговаривать раньше, а кто-то позже.

Мамочки учат разговаривать ребеночка с первых дней появления на свет. Они регулярно общаются с ним, показывая и озвучивая предметы. С течением времени малыш начинает произносить знакомые слова.

Словарный запас начинает расширяться. Если к 2 годам речевой лексикон не расширяется, то беспокоиться не стоит. Все станет на места само собой, так как каждый малыш индивидуален. Постоянные занятия с малышом принесут свой результат. Нужно применять различные способы для разговоров.

Очень важно во время обучения не сюсюкаться и не коверкать слова. Малыш запоминает все, что слышит. С течением времени, когда малыш начнет разговаривать, он будет повторять все слова, ранее изученные с родителем. Поэтому важно сразу научить ребенка говорить корректно.

Этапы развития речи

В первый год жизни грудничок развивается крайне быстро. Рассмотрим основные этапы речевого развития младенца в первые годы жизни.

0-3 мес

От рождения и до трех месяцев малыш общается с родителями при помощи крика и плача. Он отлично схватывает интонацию голоса мамы.

3-6 мес

Период от 3 месяцев до полугода принято называть временем «гуления». Именно в этот период ребенок в отличном расположении духа может начать радовать родителей звуками «агу». Он уже может произносить многие гласные и даже некоторые согласные. Отличительной чертой является умение вступать в контакт с грудничком, говорить паузами, давая возможность малышу ответить.

6-9 мес

Период от 6 до 9 месяцев принято называть фазой лепета. Как только малыш перешел рубеж полугода, многие родители улавливают в хаотичном лепете слова «ма-ма», «па-па», «ба-ба». Изначально это только набор слогов, которые чередуются в разной последовательности. На этом этапе уже активно можно приступать к обучению ребенка словам. Стоит озвучивать названия окружающих предметов.

9-12 мес

К концу первого года жизни младенец начинает произносить свои первые слова. Некоторые малыши уже могут произносить до 10 слов. Но это все индивидуально и не стоит расстраиваться, если малыш говорит всего 2-3 слова. Это все зависит от натуры малыша. Если человек по натуре не болтлив, то вряд ли ребенок в год быстро начнет говорить без умолку.

От года до двух лет

В 1 год и до двух лет ребенок активно всем интересуется, пополняет словарный запас. Он уже может состоять из 10-15 слов. В основном это существительные. Малыш говорит очень быстро и очень часто придумывает свои слова. В этом возрасте очень многое детки извлекают из интонации, мимики и жестов.

Читайте также:  Развитие интеллекта у детей

У ребенка в 2 года уже появляется навык формирования фраз из двух слов. Словарный запас составляет 15-20 слов. Малыш может сказать, как его зовут и сколько ему лет. Речь ребенок понимает не полностью, а лишь фрагментами.

С двух до трех

В возрасте от двух до трех лет малыш знаком с понятием количества, понимает разницу между «один» и «два». Малыш без ошибок может указать, где и кто сидит. Запас часто воспроизводимых слов составляет 100-150 слов. Учить ребенка говорить в 2 необходимо при помощи игр.

К трем годам речь понятна окружающим. Ребенок может связно рассказать о каких-то событиях, знает части тела. В речи использует глаголы и союзы. Активный словарный запас – 250-300 слов.

Методики развития речи

Рассматривают неограниченное число техник развития речи у деток. Для периода развития речи младшего поколения характерны практические техники:

  1. Методика имитации. Техника состоит в том, что учитель и ученик говорят одно и тоже, но по-разному. Учитель энергичнее, чем в обычном разговоре, выговаривает звуки речи, красноречиво интонирует ее. Малыш слушает и все повторяет, имитирует речь матери. Техника используется, начиная с самой ранней возрастной ступени.
  2. Метод беседы-разговора. Это более трудоемкая техника обучения речи. Также называют техникой вопросов и ответов. Она состоит в том, что обучающий спрашивает, а обучаемый отвечает на вопросы. Оба разговаривают, но говорят не одно и тоже. Обучающий побуждает ребенка вспомнить ранее выученные слова, звуки, грамматические формы. Для тренировки органов речи ребят третьего года жизни в артикуляции звуков учитель может воспользоваться различными техниками.
  3. Метод пересказа. Этот метод заключается в том, что человек читает ребенку рассказ. Воспитатель подталкивает ребенка к тому, чтобы он захотел задать вопросы или пересказать текст. В технике предусмотрено несколько техник пересказа. Эта техника подходит для обучения детей более взрослого возраста и это от 5 до 8 и более лет.

Главными техниками развития речи у младенцев первого года являются:

  • звуковое повторение ребенком;
  • разъяснение происходящего;
  • песенки, потешки, пальчиковые игры;
  • развитие мелкой моторики.

В 2-3 года обучение происходит в игровой форме.  Методик есть множество и каждый родитель подбирает для себя комфортный вариант. Каждый ребенок индивидуален.

Игры для развития речи у ребенка

Психологи говорят о том, что с ребенком необходимо играть для развития речи. Способов игр с детьми есть множество и они лишь ограничены вымыслами мам и пап. Ребенок очень часто сам подсказывает родителю о том, чем бы ему хотелось заняться. Миссия родителей – наполнить игру живым диалогом, чтобы игра была не просто завлекательной, но и полезной для развития. Рассмотрим варианты:

  1. Прятки. Стандартная игра «Ку-ку» с младенцами с течением времени может видоизменяться. Прятаться можно за любыми предметами, привлекая внимание и спрашивая, где находится мама. Как только ребенок начнет взрослеть, он с удовольствием будет прятаться сам.
  2. Сюжетно-ролевые игры. Сначала это могут быть самые простые игры. Возможно играть с детским телефоном, малыш может звонить бабушке, родителям, говорит «Алло, как дела». После уже можно разыгрывать сказки по ролям. Родители имеют возможность самостоятельно придумывать сюжеты, применяя игрушки и предметы быта.
  3. Угадай-ка. Вариаций время провождения есть множество. Можно задать вопросы малышу: «Угадай, что я сейчас делаю». А можно показывать ребенку игрушки и спрашивать: «Угадай, кто это?». Если ребенок не может дать ответ самостоятельно, то постараться дать ему развернутый ответ. Спустя некоторый период времени задавать малышу этот же вопрос.
  4. Активные игры. При активной игре с малышом можно использовать потешки и стишки. Необходимо побуждать малыша повторять соответствующие действия. Наряду с речевыми навыками это поможет развивать и физические, музыкальные способности.
Читайте также:  Развитие когнитивного мышления

Вариантов игр есть множество. Родители могут самостоятельно придумывать разнообразные интеллектуальные развлечения, которые помогут малышу начать говорить.

Упражнения для развития речевого аппарата

Рассматривая, как правильно учить ребенка говорить, стоит уделить время специальным упражнениям. Простые ежедневные упражнения помогут развивать ребенку речевые навыки. Достаточно упражнениям уделять по 15-20 минут в день. Примеры упражнений:

  1. «Окошко». Как можно шире открыть рот – жарко, закрыть рот – холодно.
  2. «Чистим зубки». Ребенку нужно улыбнуться и открыть рот. Кончиком языка с внутренней стороны почистить поочередно верхние, а после нижние зубы.
  3. «Месим тесто». Улыбнуться и пошлепать языком между губами «ля-ля-ля-ля..». Кончик языка покусать зубами. Два движения регулярно чередовать.
  4. «Чашечка». Ребенку улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму чашечки. То есть, малышу немного нужно приподнять кончик языка.
  5. «Дудочка». Напрячься и с напряжением вытянуть вперед губы.
  6. «Заборчик». Улыбнуться и с напряжением обнажить замкнутые губы.

Для деток постарше можно использовать упражнения:

  1. Нужно учить выражать эмоции звуками: недовольное «ай-ай», восторг «вау».
  2. Нужно вместе петь и учить регулирование высоты голоса. Если малыш хорошо подражает, то во время домашних дел перекликиваться звуками.
  3. Проговаривать названия предметов. Во время кормления говорить о ложке, вилке, тарелке. При купании говорить о воде, мыле.

Упражнений есть множество, которые помогут развивать речевой навык. Для этого представлен широкий ассортимент пособий.

Пособия и материалы для детей и родителей

Рассматривая, как учить ребенка разговаривать, стоит уделить внимание разным пособиям. Существуют множество пособий, которые помогут родителям и малышам научиться быстро говорить. Рассмотрим несколько примеров:

  1. «Как научить ребенка говорить, читать и думать» Корнев А.Н. Пособие возможно применять в работе с детьми разных возрастов и разного уровня развития речи. Пособие необходимо тем, кто хочет помочь детям ясно излагать мысли.
  2. «Я учусь говорить» Олеся Жукова. Книга создана для деток, которые только начали произносить первые слова. Выполняя с помощью мамы упражнения, малыш быстро научится понимать взрослых, а также пополнит словарный запас.
  3. «Я учусь говорить». Это книжка-игрушка, сделанная в форме кубиков. Пособие показано для деток, которые еще не умеют говорить либо начинают произносить первые слова. Сначала ребенка обучают простым словам и после он движется по ступенькам.

Пособиями могут стать и карточки, картинки, видео.

Как вырастить билингва

Одни специалисты говорят, что чем раньше начать заниматься с ребенком, тем лучше и легче одолевается иностранный язык. Другие говорят, что параллельное изучение языков тормозит развитие. Есть несколько важных условий, которые влияют на то, как вырастить билингва. Рассмотрим детальнее:

  1. Возраст. Это самое важное условие. Оптимальным возрастом для ввода нового языка является 3 года. Ребенок понимает уже собственную речь, у него есть активный и пассивный запас слов. Развитие даст новые импульсы к усвоению иностранного языка. Но некоторые родители уже с рождения разговаривают с малышом, а в 1 год начинают практические упражнения.
  2. Один человек – один язык. Есть еще одно важное правило. Важно разделить преподавателей. Это поможет изучать два языка параллельно.
  3. Слух. При формировании билингвизма это правило является главным. Важно уделить внимание развитию слуха малыша. Именно это имеет особое значение при формировании корректного произношения. Важно уделить внимание рифмовке, музыкальному сопровождению.
  4. Мелкая моторика. За любое развитие речи несет ответственность развитие моторики. Игры с небольшими предметами, массаж помогают совершенствовать речевую активность.
Читайте также:  Все о сенсомоторном интеллекте

Программа обучения играет важную роль:

  1. Основной момент при подборе программы – схема обучения. Она должна проходить в форме игры либо сочетать игровую и учебную части.
  2. Важно абсолютное погружение в языковую среду. Важное в воспитании билингва – учить говорить ребенка и думать на двух языках. Такой вариант возможен при проговаривании каждого действия.
  3. Обучение группами. Вне домашних условий такая форма результативнее, чем персональные занятия. В возрасте 3-5 лет к быстрому развитию ведут общение со сверстниками, совместная игровая деятельность.

Дети, которые владеют иностранными языками, имеют большую познавательную активность.

Советы родителям

Чтобы облегчить задачу малышу в освоении новых слов и грамотном применении их на практике, необходимо придерживаться некоторых принципов. Рассматривая, как учить ребенка говорить, стоит уделить время родителям простым советам. Они помогут сделать процесс обучения детей более простым:

  1. Разговаривать с малышом от рождения. Мамы начинают налаживать контакт с рождения, а возможно и будучи беременной. И совсем не имеется в виду заниматься специальными занятиями. Важно обычное общение и контакт глаз.
  2. Начать комментировать все, что человек выполняет. Молчаливым родителям потребуется активировать в себе навык общения. Разговорчивым людям не составит труда находить тему для коммуникации с ребенком.
  3. Играть со своей интонацией. Изначально ребенок способен различать тембр и акцент мамы. Поэтому ее следует как можно чаще менять, что привлечь внимание малыша.
  4. Разговаривать не спеша, воспроизводя информацию несколько раз. Это понятно, что ребенок при быстрой невнятной речи не сможет разобрать и уловить смысл того, что говорит мама. В будущем это приведет к тому, что он будет произносить слова неправильно.
  5. Упрощать слова и предложения. Не стоит прибегать к частому коверканию слов. Изначально детям сложно освоить новые термины и длинные слова.
  6. Насыщать речь с малышом нужно постепенно. Например: Света держит мишку. Маша держит большого мишку. Света держит большого и пушистого мишку. Мишка любит мед.
  7. Исключать фон во время общения. Шум телевизора или радио не дают нормально сконцентрировать внимание.
  8. Не забывать про мелкую моторику рук. Развитие нервных окончаний на пальцах напрямую связано с развитием речи.

Следуя простым правилам, можно значительно облегчить процесс обучения деток.

Adblock
detector