Развитие логического мышления у детей

Развитие логического мышления у детей

Мышление является психическим процессом, которое дает возможность ребенку решения поставленной задачи. При полноценных мыслительных процессах обеспечивается качественное обучение малыша. Мысль кроха должен выражать в словах.

Развитие логического мышления у дошкольников

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста осуществляется в двух направлениях.  Оно может быть наглядно-действенным и заключаться в мышлении ребенка через действие.

В этот период малыш манипулирует определенным предметом. Этот вид является основным мышлением в дошкольном возрасте. Также в этот период наблюдается развитие наглядно-образных мыслей. Малыш мыслит, используя образы, а также представления предметов и явлений.

Благодаря полноценному развитию мыслей у ребенка, он может полноценно решать разнообразные задачи под силу своего возраста. Логическое мышление у детей развивается благодаря образному мышлению. Это высшая стадия развития.

Малыш должен уметь выделять существенные признаки среди второстепенных. Если ребёнок мыслит логично, то он способен к анализу, рассуждению, сравнению. Малыш на основе своих мыслей аргументирует свою точку зрения. Ему под силу установка причинно-следственных связей. Развитая логика дает возможность зарождения нестандартных мыслей.

Развитие логического мышления у младших школьников (6-7 лет)

Кроме вышеописанных двух видов в этот период у ребенка развивается словесно-логическое мышление. Он может мыслить в уме, используя понятия, рассуждения и слова. Также в этот период наблюдается формирование абстрактного вида. В соответствии с уровнем этих видов обеспечивается полноценное обучение крохи в младшем и школьном возрасте.

При недостаточном развитии словесно-логического мышления у младших школьников наблюдаются трудности в период выполнения логических манипуляций. Также ему сложно выполнять операции со словами.

Кроха должен быть способен к систематизации слов в соответствии с определенным признаком, выделению видовых и родовых понятий. У него развивается индуктивное речевое мышление. В возрасте шести лет наблюдается появление способности к абстрагированию. При высоком уровне способности к обобщению эта способность является максимально развитой.

Читайте также:  Развитие креативного мышления

При недостаточно развитом уровне в возрасте семи лет наблюдается снижение возможности владения абстрактными понятиями. Их невозможно полноценно определять органами чувств. Данный тип мыслей функционирует только при использовании понятий. Кроха должен быть способен к выделению существенных свойств в определенных объектах.

Как у ребенка развивать логическое мышление?

Необходимо придерживаться определенных принципов:

  • Тренировка внимания и наблюдательности. С помощью этих навыков обеспечивается возможность анализа и классификации свойств и признаков предметов. С трехлетнего возраста малышу необходимо предлагать делать анализ определенного предмета. Он должен рассказать о его форме, запахе, цвете, вкусе.
  • Решение логических задач и упражнений. В данном случае рекомендуется применение обыкновенных счетных палочек. Их используют для составления разнообразных геометрических фигур.
  • Игры в противоположности. Кроха должен находить противоположные понятия, которые он встречает в своей жизни, например – холодное-горячее, темное-светлое и т.д.

С целью развития логического мышления у детей рекомендовано использование соответствующих игр. В младшем возрасте можно использовать картинки с животными и едой. Малыш должен найти животных и те продукты, которые они едят.

Для того чтобы развить мыслительные процессы обобщения можно использовать еще одну игру. Необходимо взять 4 картинки. Три из них по логике должны быть взаимосвязанными, а четвертая – вообще не соответствует теме. Кроха должен найти лишнюю картинку.

Очень интересной и занимательной игрой для детей школьного возраста является предоставление двух картинок с определенными отличиями. Кроха должен найти отличия. Также можно использовать картинку с лабиринтом. На одной стороне стоит мама, а с другой – ее кроха. Малыш должен помочь ребенку добраться до мамы через лабиринт.

Можно взять две корзинки и поставить их перед ребенком. Также кладутся овощи и фрукты. Малыш должен в одну корзинку сложить овощи, а во вторую – фрукты. Если реально это сделать невозможно, то игра проводится с применением картинок.

Читайте также:  Развитие пространственного мышления

Для обеспечения полноценного развития логики у детей 6-7 лет необходимо придерживаться определенных правил:

  • использовать интерактивные методы, с помощью которых дети могут самостоятельно изучать материал;
  • учебный процесс должен основываться на основе интеллектуальных игр. Также с этой целью используются сложные задания, головоломки и т.д.;
  • учитель должен регулярно внеурочно общаться с учениками, что позволит расширить их кругозор. Это формирует умение к размышлению и наблюдению;
  • обучение должно организовываться таким образом, чтобы кроха мог постепенно самостоятельно выполнять определенные задачи, связанные с мыслительными операциями;
  • для того чтобы выполнить учебные задания, рекомендовано создать мощную мотивационную базу;
  • Предлагаемые ребенку задания должны быть посильными для него. Трудные и легкие задачи на логику должны чередоваться, что исключит возможность переутомления ребенка.

В детском саду и в начальной школе в обязательном порядке должны выполняться соответствующие упражнения. Они являются не только простыми, но и интересными для малыша. Проводиться занятия должны не только в учебном заведении, но и в домашних условиях. Благодаря выполнению этих задач обеспечивается полноценное развитие ребенка в дошкольном и школьном возрасте.

Adblock
detector