Все об аутическом складе ума: ТОП-7 особенностей

Все об аутическом складе ума

Число людей, имеющих аутический склад ума, в последние годы возрастает. Формирование типа личности зависит от наследственности, воспитания и раннего развития ребенка. Его выявление позволяет скорректировать поведение человека и даже во взрослом возрасте помочь ему найти свой путь, реализовать себя в обществе.

Черты аутического склада ума

В психологии есть понятие шизоидного типа личности. Шизоиды замкнуты в себе, малоразговорчивы, погружены в собственные мысли и переживания. Не стоит путать понятия «шизоид» и название болезни «шизофрения». Люди с шизоидным типом личности абсолютно нормальны, адекватны в поведении, но имеют большие сложности с социализацией, которые проявляются уже в раннем детстве.

У большинства аутистов шизоидный тип личности находится в крайней степени выраженности. Люди с аутическим мышлением:

  • не любят контактировать с другими людьми, в том числе, избегают зрительного и тактильного контактов (объятий, рукопожатий);
  • любят одиночество, дети-аутисты, оставаясь наедине с собой, выбирают однообразные игры, по нескольку раз проделывают одинаковые действия;
  • не чувствуют опасности, рассеянны, переходя дорогу, не обращают внимание на светофор, не смотрят по сторонам;
  • с трудом выражают свои желания, часто вместо слов предпочитают использовать жесты;
  • дети-аутисты редко плачут и жалуются на боль; у взрослых чувствительности к боли понижена;
  • могут смеяться без видимой причины, не обращают внимания на реакцию окружающих;
  • привязаны к предметам, проявляют недовольство или даже агрессивность, если кто-то прикасается к их игрушкам, книгам, компьютеру или даже одежде.

Выраженность хотя бы трех из указанных признаков говорит об аутическом складе ума.

Особенности восприятия мира

Мы приобретаем знания и опыт из окружающего нас мира. Ребенок спрашивает маму, что такое дом, кто такой дедушка, что значит быть хорошим человеком и т.д. Человек с аутическим складом мышления не задает подобных вопросов, потому что внешний мир интересует его только в тех моментах, когда он как-то соприкасается с его внутренними переживаниями.

Важно! Мир представляется такому человеку как вереница несвязанных между собой хаотичных событий.

Ему может быть непонятно, зачем нужно каждый день чистить зубы и принимать душ, зачем нужно говорить «спасибо», если кто-то оказал помощь и сделал подарок. Окружающие люди кажутся такому человеку как живущие где-то вовне, а происходящие с ними события – как вырезанные из разных фильмов чужие истории.

Язык – основной инструмент познания реальности, часто заменяется жестами и мимикой, которые, в отличие от вербальных выражений, позволяют прямо указать на желаемое.

Внимание! У таких детей наблюдаются проблемы с речью. Часто, даже выучив отдельные слова, они не могут построить из них цельные фразы: произвольно меняют слова местами, не могут согласовать падежные и глагольные формы. В таких случаях нужно терпеливо проговаривать ребенку правильный вариант фразы, хвалить, если он усвоил урок, и не ругать, если ошибка повторяется.

Аутизм – это болезнь?

С той точки зрения, что люди с аутическим мышлением не стремятся к получению жизненных благ и самореализации, аутизм можно назвать чем-то близким болезни. Таким людям трудно сконцентрироваться, они часто бросают учебу, даже имея хорошие отметки, не могут подолгу оставаться на одной работе, не держат слово, непостоянны, не задумываются о своем будущем, не боятся остаться без средств к существованию.

Однако аутист – это не даун. Психологи считают, что аутический тип мышления имели многие известные философы, поэты, писатели, музыканты, математики, к которым относятся: Джеймс Джойс, Густав Малер, Франц Кафка, Дмитрий Шостакович, Григорий Перельман.

При нормальном развитии, поддержке со стороны родных и близких, комфортной обстановке в семье такой человек может развить свои способности, научиться погружаться в одну любимую работу и работать на результат.

Случаи, когда у человека полностью отсутствует контакт с окружающей реальностью, являются медицинской патологией и рассматриваются как болезнь. Однако клинический аутизм сопровождается физической недоразвитостью и встречается довольно редко.

Что нельзя делать при общении с аутистом

Люди с таким типом мышления достаточно хрупкие и болезненно воспринимают чужое давление. При попытке помощь аутисту нельзя:

  • силой принуждать его к выполнению каких-то действий, морально давить, кричать;
  • требовать от него уважения и признания авторитета других людей. Аутист не следует чужим советам и не признает над собой авторитетов (в том числе, родителей, учителей);
  • специально делать то, что вызывает в нем неприятные чувства. Например, отбирать у ребенка-аутиста любимую игрушку, запрещать доступ к компьютеру, телефону.

Изначально аутист воспринимает внешний мир как нечто чужеродное, далекое, непонятное. Ему часто кажется, что окружающие люди хотят причинить ему вред, потому он старается всячески оградить себя от контактов с ними.

Важно! Если с раннего детства эти страхи будут поддерживаться со стороны родителей и учителей, шансов на нормальную социализацию в будущем окажется очень мало. У аутиста просто-напросто пропадет мотивация к достижению каких-либо исходящих от внешнего мира целей, даже если при этом у него будут ярко выраженные способности к определенному виду деятельности.

Как помочь человеку

Методика работы со взрослыми и детьми отличается, но можно выделить некоторые универсальные советы, которые будут способствовать улучшению социализации:

  1. Общение с домашними животными. В Британии и многих странах Европы аутистам рекомендуют заводить лабрадоров. Эти дружелюбные и абсолютно неагрессивные собаки имеют удивительно веселый характер, всегда находятся возле хозяина, дарят ему любовь и ласку. Для детей общение с таким животным может стать хорошим опытом в понимании того, что мир не враждебен.
  2. Составление детального распорядка дня вплоть до чистки зудов и мытья рук. Люди с аутичным типом мышления не могут самостоятельно организовать свою жизнь, потому что они не видят логики между разными действиями и забывают их смысл.
  3. Внимание к его личности: чем интересуется такой человек, почему для него это важно, что ему нравится в жизни.
  4. Включение в работу, которая нравится человеку. Это может быть рисование, математические упражнения, игра на музыкальном инструменте.
Adblock
detector